• mail
*Теперь Ты Знаешь

О людях

Парапланеризм: история о том, как люди покорили небо

Артём Вольтеров

Время прочтения: 8 минут.

Сегодня вы узнаете из первых уст об одном из самых завораживающих видов спорта — парапланеризм. Наш друг Артём Вольтеров рассказал нам о своем увлечении и ответил на самые волнующие вопросы.

Расскажи, как ты к этому пришел?
Получилось случайно: раньше я занимался горным туризмом. Нам с моим другом дарят старый параплан. Естественно без запасного парашюта и без шлема. Просто подарили от ненадобности, поскольку свой ресурс он уже исчерпал. Ну и мы, насмотревшись видео на Youtube, решились попробовать на нем взлететь.

Серьезно? Видео на Youtube?
Да! Мы были безбашенными. Мы решили, что видеоинструкции нам достаточно и залезли на гору. Хорошо, что у нас ничего не получилось…

Ничего не получилось — это что значит?:)
Ну, мы не взлетели… Из-за неправильного склона и погоды. Поднять крыло получилось, а полететь не вышло.

А представь, если б полетели? Возможно, этого интервью сейчас не было бы…
Возможно!:) Но то ощущение, что какая-то тряпка тянет тебя вверх – оно ни с чем не сравнимо. То есть сложенная в комочек ткань тащит тебя вверх после того, как расправляется… Это ощущение запало мне в душу. Я приехал в Москву, долго пытался самостоятельно начать этим заниматься. Но нарвался на грамотного человека, за что ему очень благодарен. Это Саша Сайгак — он был инструктором, сейчас занимается тандемами в Кучугурах и Дагестане, катает туристов.

Саша направил меня на пусть истинный, привел в школу, в которой я числюсь по сей день. Так вот, школу, в которой я учился, основал Олег Кушлевич — это крутой парапланерист, выигрывавший мировые кубки. У него свое производство парапланов под брендом ASA. Также он занимается ремонтом крыльев.

Артем Вольтеров

Много желающих учиться этому?
Больше тех, кто хочет покататься в тандеме. Мало, кто остается в этой сфере, но об этом я расскажу чуть позже.

Когда ты совершил свой первый полет?
Это был февраль 2015-го года. Я приехал на поле в Бронницах и сказал: «Хочу летать». Меня спросили: «Что умеешь уже?». Я рассказал свою горячую историю про несостоявшийся полет, они посмеялись надо мной. Но в тот же день я уже впервые полетел.

парапланеризм

Без лекций и без теории?
По большому счету оно того и не требуется. Чтобы начать летать, не нужны лекции — это может быть лишняя информация на первых этапах, которая может только навредить. Самое главное — моторика, практика.
Парапланеристы быстро «встают» на крыло.

Стандартное обучение: ты катаешься в тандеме дважды. В первый раз инструкторы смотрят на то, как ты чувствуешь себя в воздухе, на высоте, как реагируешь, не паникуешь ли. Психологическое напряжение может повлечь за собой плачевные последствия. Например, от испуга в нештатной ситуации человек машинально прижимает руки к себе, сжимает кисти, которые не может разжать из-за шокового состояния, тем самым может «сорвать» крыло и не сможет воспользоваться вовремя запаской.

парапланеризм

Поэтому самое важное на начальном этапе обучения выявить, готов ли человек учиться морально.
Второй раз тебе дают управления на какое-то время на безопасных высотах, чтобы понять, как все это работает. После этого ты приземляешься, проходишь курс наземного обучения, средняя продолжительность которого составляет час — в зависимости от скорости усваивания человеком материала.

В нашей школе ориентируются на то, как пилот усваивает материал, прежде чем давать какие либо новые учебные задания, либо переводить на следующий уровень.

Первый полет не был страшным?
Нет, это было кайфово. Честно говоря, в первый полет ты не особо понимаешь, что ты делаешь, поскольку у тебя есть рация и твоими действиями полностью руководит инструктор с земли. Ты просто выполняешь команды.

А какая была высота первого полета?
Около 300 метров. И то только потому, что инструкторы понимали, что я «отмороженный» и мне сразу позволили совершить полет на более «взрослой» высоте.

А какая высота, как правило, допустима для новичка не твоего типа?:)
По-разному. Зависит от психологической составляющей пилота, от того, как хорошо ученик усвоил нюансы управления парапланом.
Вообще проще всего стартовать со склона, нежели чем с равнины на лебедке.

парпланеризм

Звучит жутко…
Нет, после гор страшнее стартовать с равнины. Чем меньше гора, тем она более опасна. Большие высоты позволяют проанализировать ситуацию.

Сколько стоит параплан?
Дорого. Для начинающих можно приобрести бюджетный б/у комплект: под 1000 евро. Вообще этот вид спорта требует не только денег, но и времени в большом количестве. Что касается полного комплекта оборудования для старта, то на все может уйти около 5 000 евро. Но обучение в школе происходит на всем арендованном.

А так, стоимость параплана зависит от производителя. К примеру, весной я буду покупать крыло за 3 000 евро плюс подвеска в 1000 евро. Крыло имеет ресурс. Мое последнее крыло прослужило мне 2 года. В нем еще есть ресурс, но уже не для соревнований, поскольку теряется скорость. К тому же я сейчас перехожу из спорт-класса в профессиональный.

Крылья имеют 5 сертификаций, зависящих от поведения крыла в аварийных режимах, в способности выйти из подобной ситуации в летный режим как можно быстрее без вмешательства пилота.

Можно ли понять, что человеку не подходит данный вид спорта?
Да, видно сразу. Либо человек ведет себя очень агрессивно, и ты понимаешь, что он убьется, либо он «тупит» и не может освоить строение параплана и правила его управлениям.

Давно существует парапланеризм в России?
С 85-х-90-х гг. В мире — с 60-х.

Сейчас он на пике?
Да, сегодня есть перспектива, что данный вид спорта станет Олимпийским. Если так произойдет, то спортсмены смогут уже зарабатывать на этом и рассчитывать на финансовую поддержку.

А ты бы поучаствовал?
Да, конечно. Я часто участвую в соревнованиях. Крайние в этом году были русско-эстонский Кубок и отборочный тур на мир. По рейтингам я набрал на Мастера спорта, но, к сожалению, я не успел подать документы из-за отсутствия времени.

Расскажи, осуществляются ли проверки на физическую пригодность пилота к полетам?
К сожалению, сейчас каждый сам за себя принимает решение. Но в любой школе или даже на любом развлекательном полете ты подписываешь документ, где подтверждаешь, что осознаешь всю опасность этого вида развлечений.

Можешь рассказать о чрезвычайных происшествиях во время полетов?
Статистика говорит о том, что люди подвергают себя опасности, как правило, по своей глупости, совершая ошибки в управлении, из-за неправильно выбранного параплана и из-за неправильной оценки погодных условий. Кроме того, перерывы в летной практике негативно сказываются на твоих способностях — это не как с велосипедом: сел и поехал.

Я пришел в этот спорт очень молодым — это редкость. В основном контингент 35 и выше. Есть пилоты даже 75-80 лет.

Во-первых, это дорого, во-вторых, ты должен иметь инстинкт самосохранения. Когда ты горяч и молод, в этом спорте тебе делать нечего. Ты должен многое учитывать и быть всегда сконцентрирован, иначе может произойти лётное происшествие.

Именно по причине того что я расслабился однажды и переоценил свои возможности в Индии у меня произошел опасный инцидент. И мне очень повезло, что я сейчас сижу и с тобой разговариваю.

Мы летели длинный маршрут, около 80 км, с возвращением. Туда я прошел по рельефу без проблем, а на обратном пути погода изменилась, я этого не учел, расслабился, был «на кураже», и получил сильное сложение крыла. Это было на высоте выше 3 000. Я поставил перед собой цель пролететь над всеми горными пиками, чтобы было не скучно лететь.

Но я попал в очень сильный поток (10 м/с) и мое крыло сложилось. Я был в 20-ти метрах от пика в попытках вернуть крыло в горизонтальный полет, при этом находясь в состоянии «дискотеки», когда тебя крутит, как в стиральной машинке. Меня спас запасной парашют, выкинь который я на пару секунд позже, последствия были бы печальными… Я успел только оттормозить удар, сделав его помягче, и падал в деревья, хватаясь за ветки.

Приземлился я на крутой сыпучий склон, зафиксировался при помощи горного снаряжения (благо, у меня большой опыт в этом вопросе), спустился на веревке, вышел на связь. Выбирался я около 11 часов по темноте. В гостиницу вернулся под утро.

А тебя никто не забирает?!
Если ты не опытный, лучше зафиксировать себя, сидеть и ждать спасателей, поскольку индийские горы очень непредсказуемы и там обитает много различной живности.

Какой вес пилота в полном обмундировании?
Конкретно мой комплект вместе со мной — 110 кг. Я вешу 80 🙂 Поэтому 30 кг тащить с собой с горы, приземлившись на 3000-х м и проживая на высоте 1 400 м, — занятие не самое веселое… Учитывая, что там нет тропинок и ты преодолеваешь дебри.

А какая была температура?
Днем около 20 градусов, ночью падает до 0. То место, где я приземлился, было покрыто снегом. На следующий день я, конечно, не полетел, потому что пришел домой только в 4 утра. Но через день уже вернулся к полетам, пролетел небольшой маршрут, чтобы акклиматизировался.

Вообще после каждого летного происшествия желательно сразу еще раз полететь, чтобы психологически не зацикливаться, иначе в дальнейшем будут большие сложности.

Также следует отметить, что есть парапланеристы, которые летают на небольших высотах, небольшие маршруты, летая в свое удовольствие, и такие сумасшедшие, как я, и еще более сумасшедшие. Например, если у меня была цель 100 км и я пролетел только 98, я буду делать все возможное, чтобы достичь своей цели, иначе не смогу успокоиться.

А какие приборы вы используете для ориентирования?
Летный компьютер — вариометр, который показывает скорость твоего подъема. Он пищит, как только ты набираешь высоту в одной тональности и в другой — когда ты спускаешься. Но я обычно выключаю на спуске, потому что не люблю этот звук:)
Он также включает в себя GPS.

Что касается приборов во время соревнований, то мы используем по 2-3 устройства. Например, визуализатор, куда ты забиваешь свое задание.

Когда ты участвуешь в соревнованиях, тебе дают определенные задачи, выполнение которых отслеживается при помощи GPS-трекера. Твой полет виден в режиме реального времени. Раньше все фиксировалось на личных приборах. По прилету их сдавали, и твой маршрут отслеживался судьями.

Когда парапланеризм только зарождался и мега-маршрутом считался путь в 20-30 км, люди летали с пленочным фотоаппаратом, фиксируя «взятые» точки, с картами. По прилету пленку проявляли и ставили зачеты по полученным изображениям.

Можно изменить скорость полета вне зависимости от скорости ветра?
Да, для этого изменяется профиль крыла и ты можешь развить скорость до 100 км/ч по ветру. Средняя скорость 30-40 км/ч. Но наверху ты не ощущаешь горизонтальную скорость, если ты, конечно, не на супербыстром спортивном параплане.

Много ли девушек в парапланеризме?
Да. Меньше, чем мужчин, но все же есть. Дело в том, что многие парапланеристы начинают заниматься этим делом для отдушины. Мы — одна большая семья. Парапланеризм — это комплекс мероприятий, мы не только собираемся полетать.

парпланеристы

Пьянствуете?:)
Да!

А вас не продувают перед полетами?
Раньше народ злоупотреблял. Сейчас же люди взялись за ум и большинство не пьют, потому что парапланы стали быстрее и концентрация нужна колоссальная.

А что вы едите во время длинных маршрутов?
Мой рекорд по полету — 7 часов. За это время я ничего не ел. Но у всех спортсменов встроенная питьевая система. Вода помогает бороться с психологической усталостью, поэтому пить нужно, даже если ты думаешь, что не хочешь.
Я обычно беру шоколадки, бутерброды. Нужно подпитывать мозг. У парапланеристов на принятие решения нужно минимум времени и следует быть всегда в тонусе.

А что насчет туалета?:)
В основном люди терпят, если мы говорим про длительные маршруты… Иногда можно выбрать хорошую полянку, с которой можно снова стартовать, если у тебя простой полет. А так, желательно соблюдать диету, не есть накануне ничего мочегонного. Кто-то летает в памперсах…

Куришь в полетах?
Редко.

С птицами встречаетесь?
Конечно. К тому же они помогают отслеживать, где есть поток.

парапланеризм

А как семьи пилотов реагируют на их увлечение?
Тяжело. Вообще есть известная среди парапланеристов фраза: «Парапланеризм разрушает 3 вещи : карьеру, семью и позвоночник». 🙂

Наверно, это хуже алкоголизма?
Наверно:) Я летаю с политикой, что каждый мой полет, возможно, последний. Если ты думаешь о том, что у тебя будет завтра, ты можешь совершать ошибки. Черный юмор в парапланеризме — наше все.

Артем Вольтеров

Вообще ощущение полета — это непередаваемое состояние.

Комментарии:

Leave a reply