• mail
*Теперь Ты Знаешь

О науке&Технике

Предсерийный образец первого в России «квантового» телефона ViPNet QSS Phone

Компания ИнфоТеКС, ведущий российский разработчик и производитель высокотехнологичных программных и программно-аппаратных средств защиты информации, и Центр компетенций Национальной Технологической Инициативы (НТИ) — Центр Квантовых Технологий (ЦКТ) Физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова продемонстрировали работу предсерийного образца первого в России «квантового» телефона ViPNet QSS Phone, входящего в комплекс ViPNet Quantum Security System (ViPNet QSS). В ходе демонстрации между ЦКТ и офисом ИнфоТеКС был проведен беспрецедентный сеанс голосовой связи, защищенной на квантовых ключах и с помощью оптической линии, предоставленной компанией «ЮЛ-ком».

Квантовый телефон – совместная разработка Центра компетенций НТИ, созданного на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и компании ИнфоТеКС, партнера университета по квантовому Консорциуму. Работа над продуктом началась в 2016 году с решения о поддержке локального проекта в рамках Программы развития МГУ.

Конфиденциальность переговоров по «квантовому» телефону основана на стойком симметричном шифровании сетевого трафика между абонентами с использованием протокола квантового распределения ключей. В свою очередь, стойкость данного протокола основана на фундаментальном принципе квантовой физики о невозможности измерить фотон, не изменив при этом его состояние. Это значит, что, если злоумышленник попытается перехватить фотоны, из которых впоследствии должен сформироваться квантовый ключ, их изначально приготовленные состояния изменятся. Протокол обнаружит данные изменения и не станет использовать такие фотоны для формирования секретного квантового ключа. Также одним из преимуществ «квантового» телефона является возможность шифровать голосовой трафик и текстовые сообщения пользователей на ключах, неизвестных даже администратору сети.

Представленный журналистам ViPNet QSS Phone не подвержен известным атакам с использованием квантовых компьютеров, которые уже в ближайшем будущем смогут достигнуть производительности, достаточной для «взлома» многих широко используемых сегодня криптографических механизмов.

Комментарий ИнфоТеКС

«ViPNet QSS Phone является уникальным примером интеграции в одном продукте достижений с переднего края науки и проверенных годами технологий криптографической защиты сетевого трафика. Неоценима роль ученых Физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, разработавших оптоэлектронные модули, реализующие квантовый протокол, и быстродействующий квантовый генератор случайных чисел. Важно отметить, что прежде нигде в мире устройства квантовой криптографии не использовались для защиты сетевого трафика отдельных пользователей, предоставляя непревзойденный уровень конфиденциальности телефонных переговоров», – комментирует Андрей Чапчаев, генеральный директор компании ИнфоТеКС

Комментарий ЦКТ

«Безопасность передачи данных становится одной из важнейших задач для любой компании, и представленный современный квантовый телефон ViPNet гарантирует обеспечение такой безопасности на фундаментальном уровне. Особенно приятно, что данное устройство создала отечественная компания, в теснейшем сотрудничестве с российскими учеными из Московского Государственного Университета. Защищенная связь, которую обеспечивает телефон ViPNet, может быть востребована в госорганах, финансовых организациях, на промышленных предприятиях — везде, где секретность и принципиальная недоступность третьих лиц к передаваемой информации критически важны», — комментирует руководитель Центра квантовых технологий МГУ, декан физического факультета МГУ профессор, доктор физико-математических наук Николай Сысоев.

«Отдельно стоит отметить, что телефон ViPNet отвечает современным требованиям бизнеса, обеспечивая не только голосовую, но и видеосвязь, что позволяет проводить совещания и переговоры с потенциально неограниченным числом участников без опасности прослушивания. Мы рады сотрудничеству Центра квантовых технологий физического факультета МГУ с компанией ИнфоТеКС, и будем продолжать активную совместную работу по созданию современных защищенных решений для бизнеса, основанных на технологиях не сегодняшнего, а уже завтрашнего дня», — отмечает научный руководитель Центра квантовых технологий МГУ, профессор, доктор физико-математических наук Сергей Кулик.

Демонстрация работы квантового телефона прошла в режиме телемоста между московским офисом компании ИнфоТеКС и одним из узлов квантовой сети, расположенном в лаборатории ЦКТ. Видеопоток был защищен с помощью другой совместной разработки ИнфоТеКС и МГУ имени М.В. Ломоносова – комплексом квантово-криптографической аппаратуры защиты информации ViPNet Quandor, проект по разработке и организации производства которого поддержан Министерством науки и высшего образования РФ.

Комментарии: