• mail
*Теперь Ты Знаешь

В городе

Галерея Веллум представляет выставочный проект ЮЛО СООСТЕР.К 100-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО СЮРРЕАЛИСТА

К 100-летию московского сюрреалиста Юло Соостера (1924 – 1970) галерея Веллум откроет выставку, посвященную его творчеству. Экспозицию составят произведения важнейшего представителя московского неофициального искусства, созданные им в 1960-е годы, из коллекции основателя галереи «Веллум» Любови Агафоновой и частных собраний.

На выставке будут представлены графические и масляные работы художника.

В рамках проекта будут представлены как иллюстрации художника, – он оформил и проиллюстрировал около 80 книг для девяти московских издательств; так и эскизы к мультипликационным фильмам. Его смелые художественные приемы сделали шедеврами совместную работу с режиссером Андреем Хржановским над мультфильмами «Стеклянная Гармоника» (1968) и «Внимание! Волки!» (1970).

Юло Соостера называют одним из основателей московского концептуализма. А еще – наиболее европейским из всех советских шестидесятников: эстонское происхождение дало художнику доступ к западной культурной и философской базе, который он умело использовал, создавая лучшие произведения в Москве.

Художник с холодным именем ÜLO SOOSTER никогда не подписывал свои листы кириллицей – он писал длинное протяжное блюзовое «üüü», похожее на длинные ветви можжевельников, пришедшие из северных сказок. Как мантру, изображал он можжевельник – «героя» преданий и постоянный атрибут древнего пейзажа. Усовершенствовал хаотичные ветки, переводил в иероглифы иголки хвойника, пытаясь донести до неба не до конца осознанные стремления.

Его можжевельник приобретал формы геометрических фигур, протяжных, как колючая лагерная проволока; он раскрашивал их в неестественные для природы синие, цвета фуксии, колоры, оставлял скудно-черными, как погасшие глаза старухи, или вдруг всплескивал многоцветными сполохами, всякий раз продолжая никогда не прекращающийся диалог с надмирным. Второй гуманитарной любовью Соостера был шумерский миф о сотворении мира из яйца. Образ космоса, бесконечной вселенной, загадки которой всегда волновали художника.

Автор и куратор проекта Любовь Агафонова проводит выставки и издает книги, посвященные творчеству этого художника на протяжении уже многих лет: «Соостер – эдакий мужчина северной Эдды, языческий воин с холодным сердцем европейца, живущего в замкнутом пространстве между морем, за лесом, там, где вокруг какие-то непонятные иные, будто из едва уловимого в волшебной сказке – отголоске мифа, хранящего память о прежней Родине, за далекими планетами, куда и посмотреть нельзя.

Оттуда эти яйца, египетские тайные знания, смыслы… Оттуда эти можжевельники, какие-то удивительные конусообразные деревья, абсолютно фантастические в своей геометрии, оттолкнувшиеся от футуризма, предреволюционной пластики в русском искусстве начала ХХ века».

Юло Ильмар Соостер родился 17 октября 1924г. на острове Хийумаа в эстонской деревне Юхтри в семье крестьян. Окончил Государственный художественный институт в Тарту. Был репрессирован в 1948г. вместе с группой однокурсников. Инкриминирована попытка захвата самолета. Приговорен к 10 годам, срок отбывал в Долинке (Карлаг). Работал пожарником, столяром, потом художником.

Портреты Соостер зэков делал тайком, при обысках их нередко находили и швыряли в печку. Иногда рисунки, хоть и обгоревшие, удавалось спасти. Освобожден и реабилитирован в 1956 г. Жил в Москве. Юло Соостер — участник скандально известной выставки, посвященной 30-летию МОСХа, в Манеже (1962). Юло Соостер умер от инсульта в октябре 1970 года в своей мастерской на Сретенском бульваре. Ему было всего 46 лет.

Как пишет Агафонова, – это художник, сравнимый с Магриттом, но смелее: куда бельгийскому сытому буржуа до истинного гения в шестидесятничестве, вопреки обстоятельствам жившего счастливую жизнь. В 42 года бежавшего от инфаркта и добежавшего до своих небесных можжевельников.

В экспозиции также будут использованы проекции произведений де Кирико, Магритта, вдохновившие на творчество Соостера. И картины ровесников: Эрнста Неизвестного, Льва Нуссберга, и работы художников старшего поколения: космиста Бориса Смирного-Русецкого, а также учениц Павла Филонова – Алисы Порет и Ольги Глебовой.

17 октября – 1 декабря 2024

Галерея Веллум (vellum.ru): Москва, Ильинка, 4. Гостиный двор, секция 88-89, вход со стороны Хрустального переулка. Ежедневно с 12.00 до 20.00. Вход по билетам, по предварительной договоренности +7 (985) 776–33–31; vellumgalery@gmail.com

Возрастной ценз выставки: 18 +

Комментарии:

Leave a reply