• mail
*Теперь Ты Знаешь

В городе

А Эдо Нам Надо?

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (он же в народе «Пушкинский музей») представлена вторая часть выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо».

Спецкор нашей скромной редакции успел побывать на открытии второго этапа экспозиции, увидеть которую можно вплоть до 28 октября. Столь короткий срок объясняется хрупкостью экспонатов и особыми требованиями по эксплуатации предметов искусства, а именно хранение и транспортировка.

К слову, в Пушкинском музее есть целая коллекция восточной графики, где представлено около 35 тысяч единиц хранения! А вот с японскими товарищами музей работает с 1968-го года. Иными словами, в 2018-м году празднуется юбилей русско-японских культурных отношений.

Что же такое эпоха Эдо?

Выставка Эдо Это время, которое историки достаточно точно обозначили с 1603 – 1868 гг. А теперь включите воображение и представьте, что вы в Японии тех лет. После длительных междоусобных войн власть в Японии перешла к сёгунам из рода Токугава. Войны закончились и люди стали больше отдавать предпочтения традиционным ремеслам, пока их катаны лежат на полке в ножнах, а доспехи пылятся в кладовых. Но поскольку государство было покорено вояками, то и режим был с ограничениями и строгостью: практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не общаясь с другими странами, однако воевать уже никто не хотел, хоть и наказания были порой жестокими.

Представьте, что вы находитесь в небольшой рыбацкой деревушке под названием Эдо, которая стала новой столицей Японии по поручению правителя Токугава Изясу. Менее чем за полвека население этой деревушки возрастёт в полмиллиона человек, и это уже будет один из важнейших городов мира. Затем изменится и название города — сегодня его знают все как Токио.

В этот период активно развиваются города, возникают сословия ремесленников и купцов, которые наряду с вояками формировали художественный вкус эпохи. И если раньше религиозные памятники хранились в монастырях, а побаловать себя картинами художников могли лишь японские аристократы, то в эпоху Эдо такое себе могли позволить и простые горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве.

Выставка Эдо

На выставке представлены произведения художников школы Кано (ударение на «о»), а также работы, созданные самобытными мастерами, принадлежавшими к разным киотским школам. Пейзажи, портреты, исторические сцены — всё это многообразие жанров вы увидите в двух залах Пушкинского музея. Рисунки и гравюры размещены на свитках («какэмоно» — по-японски, для них даже выделялась отдельная ниша в доме), а также выставлены горизонтальные свитки с рассказами (их называют «эмакимоно»), ширмы (которые служили перегородками в жилом пространстве и называются «сёхэйга») и даже рисунки в тетрадках и блокнотах (обратите внимание на книгу под названием «100 видов горы Фудзи»).

И сейчас, дорогой читатель, очень важный момент. Чтобы двигаться дальше, нам надо узнать что такое «укиё-э»? Дословно переводится как «плывущий мир». Так вот, укиё-э — это городское искусство третьего сословия тех времён (ростовщики, купцы и ремесленники). Тогда рисовать цветочки, птичек и пейзажи было самым излюбленным жанром у художников, однако простой люд хотел иного.

Эдо

Диктатура и ограничения накапливал энергию, которую хотелось куда-нибудь выплеснуть. И если вы простой горожанин, то из развлечений было немного, но достаточно вариантов: театр Кабуки, состязания борцов Сумо, а также посещение «зелёных» и «весёлых» кварталов, где находились публичные дома. Именно эти явления и стали отображаться в искусстве третьего сословия. Укиё-э рассказывает о том, как люди умели радоваться простым вещам. Многотиражность гравюры сделала его доступным и массовым. Гравюры укиё-э во второй половине XIX оказали колоссальное влияние на западных художников, благодаря этому увлечению возникло такое направление в искусстве, как «японизм».

Что ж, официальная часть закончилась, а теперь давайте перейдем к выставке. Мне повезло послушать экскурсию, которую вела куратор выставки Айнура Юсупова. Экскурсия шла, мы переходили толпой от одного экспоната к другому. С каждым новым шагом я и те, кто слушал узнавали всё больше о том времени, о тех художниках и вообще, объясняли на что стоит обратить внимание.

Когда экскурсия закончилась я подошёл к Айнуре Юсуповой и задал всего один вопрос от себя. Вопрос был только для того, чтобы получить утвердительное экспертное мнение:

«Правда, что эпоха Эдо, все эти рисунки дали начало для анимэ и эмоджи, которые сейчас особенно популярны?»

И я получил короткий ответ: «Да, это правда».

То есть эмоджи (включая всеми любимые стикеры) и особо популярное до сих пор анимэ, а также манга — всё это началось с художников и горожан XIX века, которые искали прекрасное в простых вещах.

Я решил погулять по залу и посмотреть, кто же пришёл на эту выставку. Было много людей разного возраста и даже разных национальностей. Особенно приятно было видеть здесь японцев с сияющими лицами, которые наверняка гордятся своим наследием.

Но если честно, меня смущало то, что многие посетители с жадностью «нащёлкивали» фотографии на свои смартфоны. Я не побоялся и подошёл спросить напрямую: «А зачем вы это фотографируете?». В большинстве все отвечали: «Для Инстаграма».

Иными словами, примерно 60% посетителей выставки (я спрашивал практически всех) в тот день пришли туда только, чтобы «чекнуться» (выставить фото в социальных сетях, мол, «я был здесь»). Были и те, кому действительно стало интересно, что это за японское искусство такое, а также были поклонники анимэ, студенты, изучавшие японскую культуру, и просто бабушки и дедушки, любящие ходить по выставкам.

Я бродил по залу, рассматривая подробнее картины и общаясь с посетителями выставки, пока не наткнулся на особый «экспонат» — гостевую книгу. Посетители постарались на славу: они не только писали свои отзывы, но и украшали листы рисунками и даже комиксами. Отклик есть, положительный или отрицательный, но точно яркий. Вы только взгляните:

Выставка Эбо

Выствка Эбо

Мой вам совет: если вы хотите просто посетить выставку ради присутствия на ней — не ходите. Потратите время, силы и деньги. Лучше сходите в кино. Такое воспринимать будет скучновато, а выставлять безосновательно себя «типа культурным» человеком в Интернете глупо и даже неприлично.

Но если вы не из таких и надумаете прийти, посмотрите немного в Интернете об этой эпохе. Всё-таки на выставку стоит приходить «подкованным». И еще: смотрите на картины своими глазами, а не через экран смартфона. Красоту лучше впитывать без посторонних девайсов.

В итоге, могу ответить на вопрос в начале: «А надо ли нам Эдо?». Да, безусловно надо. Потому что это знакомство с культурой Японии, с хрупкой красотой живописи мастеров тех лет, с теми людьми, которые, несмотря на суровые условия государства, умели веселиться и творить. Ощущение после просмотра выставки (мне вполне хватило часа) было лёгким и приятным с послевкусием размышлений о людях, творчестве и мире.

Ваня Гришин, спецкор проекта NowUknow.

https://www.instagram.com/vanushino/

Комментарии:

Leave a reply