• mail
*Теперь Ты Знаешь

Об интересностях

Яга, костяная нога

Время чтения 2 минуты.

Знакомая нам всем с пеленок ведьма Баба-Яга слыла на всю детскую память любительницей жаркого из детей. Так давайте же разберемся, откуда пошли мифы и сказания о ней.

Историки отсылают нас к обычаю угро-финнов, имеющий языческие корни. Преисполненные верой, что усопшие склонны протягивать руку помощи из того мира,они создавали куклы “бабы”, или иттарамы, куда и поселялся дух. Потом закутывали “бабу” в ягу, шубу с торчащим наружу мехом, сшитую из шкур зверей. Такие шубы носили в те времена женщины. Оттуда и пошло название – Баба-Яга. В ту пору на дворе стоял матриархат, поэтому кукла была женского пола.

После всех манипуляций с “бабой”, ей строили священную постройку сомъях – сруб “без окон без дверей”, и помещали туда саму куклу. В приданное кукле туда закладывали сокровища и прочие вещички упокоенного и несли в чащу леса, по дальше от людей, устанавливали ее на срубах деревьев, что бы все было в сохранности. Ходили слухи о людях, которые все стремились обворовать куклу, которые отправлялись “туда, не знаю куда”, но по прошествии пути не возвращались, что дополняло легенду о Бабе-Яге, как о злом духе.

Пройдемся по фактам о антураже обитания Бабы-Яги:

  • Курьи ножки – “окуреные” можжевельником стволы срубленных деревьев, отсюда пошло слово “курьи”.
  • Костяная нога – принадлежность к царству мертвых.
  • Ступа – похоронная урна, чаще деревянная по преданию славянских народов, ходило мнение, ючто там после смерти находится душа покойника.
  • Метла – атрибут магии очистительной силы.

Из тех страшных мифов о Бабе-Яге до нас дошли рассказы о ее привычке запекать людей в печи. Но в реалоьности таким образом знахарки выхаживали маленьких и лечили детей. Укутывали ребенка в тесто, закладывали в печь, и он “пекся”, донашивался или выздоравливал, если был болен. Так же запекание детей использовалось. как ритуал возрождения.

Этнографы, исследовавшие древние племена, утверждали, что существовал обряд, целью которого была инициация юношей, и назывался он “очищение огнем”. Его проводила пожилая жрица в пещере или глухом лесу, где подростки по сценарию понарошку умирали и возрождались полными сил мужчинами, и после этого маневра становились полноценными членами племени, или же готовыми вступить в брак.

Как известно, в сказках зашифрована роль Бабы-Яги, как любительницы обрядов. По сюжету герой попадает к ней в обитель, то есть мир мертвых, “умирает”, проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен.

Весть реквизит Бабы-Яги связан со смертью, что отворачивает нас от нее, как от мудрой женщины, ведающей, передающей свои знания, лечащей, “бабы – обрядницы”.
Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.

И тем не менее Баба-яга – это архетип мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы (К.П.Эстес). Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.

Комментарии:

Leave a reply