• mail
*Теперь Ты Знаешь

Об интерьере

EVO-C и эволюция консольного стула

Vitra представляет очередной совместный проект с Джаспером Моррисоном, одним из ключевых дизайнеров последних двух десятилетий, который известен своим нестандартным мышлением и «супернормальным» подходом к дизайну. Новая совместная разработка швейцарского бренда и британского дизайнера — стул EVO-C, который успешно переводит базовые принципы и функциональные характеристики классического консольного стула из трубчатой стали в безупречную модель из цельного пластика.

Стул на двух ножках представляет собой одно из величайших изобретений в истории мебельного дизайна. Впервые стул без задних ножек предложил Март Стам в 1926 году. Его экспериментальный прототип состоял из газопроводных труб, соединенных коленчатыми патрубками. Однако первыми дизайнерами, которые использовали преимущества упругости трубчатой стали, выступили Мис ван дер Роэ и Марсель Бройер. Их более поздние модели обладали пружинистостью, характерным консольным эффектом, который возникает, когда стул слегка изгибается под весом сидящего. В 1929 году стул Стама был также переработан таким образом, чтобы задействовать изгибательное движение, и новая типология консольных стульев стала визитной карточкой «Новой вещественности».

В 1930-х годах Алвар Аалто дополнил ряд консольных стульев из трубчатой стали своими версиями из дерева. Геррит Ритвельд разработал собственный вариант стула без задних ножек. Он стремился создать предмет из единого куска фальцованного материала. Однако знаменитый стул Ритвельда ZigZag не смог выполнить эту задачу; он состоял из четырех сосновых пластин, соединенных между собой врубкой «ласточкин хвост». Казалось, что на этом развитие консольной типологии завершилось, и дизайнеры послевоенного периода переключили свое внимание на другие темы. В 1956 году Вернер Пантон первым представил еще один консольный стул из дерева, S-Chair. Конструкция была основана не на концепции модульной рамы 1920-х годов, а, скорее, представляла собой дальнейшее развитие принципа зигзага. В отличие от своего жесткого предшественника, сформованный из цельного листа фанеры стул S-Chair был способен гнуться. Однако из-за большого веса, громоздкости опорной плиты и технологических ограничений этот концепт не был развит до стадии производства.

Для Вернера Пантона S-Chair был обходным вариантом на пути к реализации гораздо более грандиозной идеи, которая занимала дизайнера в течение нескольких лет: консольного стула из пластика. Путешествуя по Европе в поисках производителя со своим прототипом, выполненным из полистирола методом глубокой вытяжки, Пантон раз за разом встречал отказ, пока, наконец, в 1963 году не встретил в Базеле Вилли и Рольфа Фельбаумов. Они поверили в осуществимость проекта и, в конечном итоге, в 1967 году выпустили стул Panton, первый консольный стул, формованный из цельного пластика. Стул стал настоящей сенсацией и впоследствии превратился в икону современного дизайна. Vitra продолжает производство этого стула и по сей день.
В течение следующих десятилетий идея пластикового консольного стула пребывала в забвении, пока Константин Грчич не поднял эту тему вновь в 2006 году своим объектом Myto. В отличие от классических консольных конструкций, две ножки этого стула расположены не на переднем крае сиденья, а ближе к середине, что естественным образом ограничивает изгибательное движение.

Стул EVO-C представляет собой еще один шаг вперед. Благодаря современной технологии инжекторного формования пластиковые конструкции могут достигать уровня прочности и упругости консольных конструкций из трубчатой стали. Несущая конструкция формируется из полых компонентов, подобных трубкам, которые плавно переходят в плоские поверхности сиденья и спинки. Пластиковая консольная конструкция EVO-C превосходит трубчатую сталь по пружинистости, обеспечивая, в частности, дополнительную гибкость спинке. Также стул предлагает дополнительный комфорт сидения за счет объемных изогнутых поверхностей, которые соприкасаются с телом сидящего. Таким образом, стул обеспечивает исключительный эргономический комфорт. В отличии от классического консольного стула, состоящего из комбинации различных материалов, EVO-C выполняется из единого материала, что придает ему целостный вид. Силуэт стула настолько изящен, что он практически исчезает за сидящим. Когда EVO-C не используется, он напоминает скульптуру, которая вырастает из земли на двух ножках и служит сдержанно элегантной заменой отсутствующему владельцу.

Было бы легкомысленным утверждать, что новый стул станет классикой завтрашнего дня. Это определит будущее. Однако в случае с EVO-C уместно предположить, что этот объект войдет в историю предметов для сидения благодаря радикально новой интерпретации новаторской типологии консольного стула на двух ножках. Заняв свое место рядом со стулом Panton в коллекции Vitra 50 лет спустя, EVO-C не проигрывает в сравнении. Пластиковый стул Vitra и Джаспера Моррисона представляет собой не просто очередной пластиковый стул. Этот стул разработан в расчете на длительный срок службы, что делает его экологичным и, следовательно, превосходящим собой существующие многочисленные альтернативы. Стулья Vitra остаются в активном использовании 30, 40, 50 лет. Это объясняется не только высокими стандартами качества. Долговечность материалов также должна найти выражение в сдержанной и при этом оригинальной физической форме. Дизайн объекта не должен ориентироваться на мимолетные тенденции; он не должен выглядеть устаревшим через несколько лет и одновременно не должен казаться настолько обычным, чтобы быстро побуждать желание чего-то нового.

В 1990-х Джаспер Моррисон занял позицию, противоположную преобладавшим в дизайне того времени тенденциям, выступая за творческую сдержанность, подход, который позже стал известен под термином «supernormal» (супер-обычный). Он представлял собой прямую противоположность таким дизайнерам, как Филипп Старк, быстро запустившим серию броских объектов, которые приобрели широкую известность и мгновенно добились успеха. Предметы Джаспера Моррисона имеют более длительный срок разработки, но при этом отличаются чрезвычайно долгим сроком службы. Когда физические и эстетические характеристики предмета рассчитаны на долгое будущее (30 лет или более, как в случае со стульями Vitra), принципы выбора материала разительно отличаются от тех, что сопутствуют недолговечному образцу. При использовании пластика обязательным условием является возможность вторичной переработки. Единый материал позволяет избежать проблем с разделением, когда предмет достигает конца своего срока службы, и вторичное сырье нужно использовать для новой цели. Все это справедливо для EVO-C.

Комментарии:

Leave a reply