Темы реновации, идентичности и сохранения наследия послужили поводом для большой дискуссии чиновников, девелоперов, архитекторов и урбанистов – участников пятого по счету «АРХ Парохода».
В развернувшейся на «АРХ Пароходе» дискуссии о преобразовании архитектурной среды городов речь зашла про подходы к реновации, зданиях «образных и (без)образных», судьбе общественных пространств, бывших промышленных территорий и объектах культурного наследия.
Участникам мероприятия презентовали концепцию Никиты Явейна, «Студия 44» по редевелопменту территории в самом центре Калининграда, рядом с руинами средневекового замка. Представили к обсуждению свежие конкурсные работы на преобразование московских районов. А также анонсировали создание Научного комитета по промышленной архитектуре и искусству при Международном комитете по охране памятников (ИКОМОС). ИКОМОС займется вопросами реставрации, сохранения и развития объектов промышленного наследия.
Одним из важных результатов «АРХ Парохода» стало решение о начале практической деятельности Архитектурно-Строительной Ассоциации (АСА). АСА образована по инициативе участников Архклуба в 2020 году. Учредителями Ассоциации стали ведущие российские архитекторы, руководители общественных и профессиональных проектов. Основная задача Ассоциации — объединение профессионалов архитектуры, строительства и связанных с этими областями специалистов и компаний для межпрофессиональных коммуникаций и системного взаимодействия. Объединение в том числе с государственными и городскими структурами. В ближайшее время будут определены первые планы работы Ассоциации, а также представлены условия членства в ней.
Архитектура и политика, переосмысление и воссоздание, наследие и редевелопмент стали, пожалуй, ключевыми темами большого диалога о будущем российских мегаполисов. Так, по словам заместителя председателя Комитета по государственному контролю и охране памятников Алексея Михайлова, за последние 6-8 лет произошла эволюция восприятия объектов наследия, как культурного, так и индустриального. «Мы, ученые, архитекторы, реставраторы и урбанисты пытаемся объяснить не только себе, но и общественности необходимость сохранения тех или иных промышленных объектов», — комментирует президент Комитета по государственному контролю и охране памятников Маргарита Штиглиц. И если раньше у инвесторов был только один вопрос — а можно ли снести? — то сегодня вопрос стоит иначе: что можно с этим сделать, как приспособить для современного использования?
Ответ на этот вопрос знают в Подмосковной Коломне, где полтора года назад объединение музейных производств «Коломенский Посад» запустило новый проект — Музей-лаборатория «Шёлковая фабрика». Музей занимает целый городской квартал по Уманской улице, где с 1823 года располагалась шелковая фабрика купцов Бабаевых. Их декоративные ткани, платки из шелка ручной работы с узорами золотой и серебряной нитью, синелью и бахромой, хранятся в Эрмитаже и Государственном историческом музее. Сейчас на его территории открыт творческий коворкинг и выставочный зал. Здесь специалисты по текстилю и художники работают над воссозданием исторических рисунков и тканей, над разработкой инновационных нитей и материалов, которые — и в этом нет сомнений — вернут Коломне славу центра шелкового ткачества, коим она славилась в 18-19 вв.
В разговоре про реновацию, архитектор Юлий Борисов (UNK) отметил, что в отличие от работы с индустриальным наследием, архитектору в уже построенном и жилом городе приходится несладко. Так, задача прошедшего совсем недавно в Москве конкурса на создание нового облика столицы по сути состояла в том, чтобы предложить решения, как облицевать «коробки» и создать живую архитектуру в условиях жесточайшей экономии бюджета, старой нормативной базы и индифферентной планировки мегаполисов. Но молодые архитекторы смогли предложить решения, которые дадут районам идентичность, жителям – радость, застройщикам – устойчивый инструмент, а городу – политический капитал.
Поиск идентичности и развитие общественных пространств малых городов – еще одна тема дискуссии «АРХ Парохода», которая завязалась не только на подходах и механизмах развития городских территорий, работе с культурными ландшафтами, формирующими новый бренд места, но и на финансовой модели устойчивого развития территорий. Московский опыт развития общественных городских пространств продолжает активно масштабироваться на регионы. Областные власти выделяют гранты, объявляют конкурсы на благоустройство общественных пространств, обеспечивают финансирование, считая при этом парки убыточным предприятием. В недавнем исследовании результатов конкурса на малые города и исторические поселения Счетная палата РФ в частности сообщила, что хотя на 1 января 2021 года было реализовано 166 из 240 проектов-победителей (69,2%), заявленный социально-экономический эффект от их реализации, на которую было потрачено 15 млрд бюджетных рублей, «не достигнут в полном объеме».
«В России нет ни одного самоокупаемого парка и не появится еще в ближайшие лет двадцать, — констатировал архитектор Никита Маликов. – Для того чтобы парковая территория начала окупаться, на ней должна располагаться коммерческая недвижимость, соизмеримая с площадью этого парка. То есть, по сути – торговый центр. В Европе 50% парков, реализованных за последние 5 лет, уже объявили себя банкротами. Благоустройство – дело не окупаемое, но, безусловно, нужное. И нам еще только предстоит понять, как создать общественное пространство, которое работает и мы, как и весь мир, только в самом начале этого пути», — уверен архитектор.
Чтобы предложить городу действительно нужные и интересные решения, архитектор сегодня из специалиста, выполняющего чью-то волю, должен стать полноценным автором градостроительного процесса, найти точный язык высказываний, в том числе, с властью, и в конечном счете, сформировать новую эпоху в развитии отечественной архитектуры. И постепенно понимание этих процессов становится все глубже, а вопросы – серьезнее, — не сомневается участница «АРХ Парохода», Наринэ Тютчева (АБ Рождественка).
Мероприятие прошло при поддержке: СИТИ-XXI век, FINEX, группы компаний Декотек, Manders, «Встроенные Пылесосы. Эковак Систем», DIGIS, AkzoNobel, Ortgraph.Artplay. Технологический партнер «АРХ Парохода 2021» — платформа SFERUS 360.
Комментарии: