• mail
*Теперь Ты Знаешь

Об интересностях

Архитектурная студия с мировым именем Coop Himmelb(l)au работает над масштабными проектами в трех российских городах

Немного провокации, смелость идей, связь с будущим, динамичные формы – смешать, но не взбалтывать. Это не рецепт супергероев, это принципы работы австрийской архитектурной студии с более чем 50-летней историей.

Австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au формулирует свою миссию уже в названии: в переводе с немецкого они звучат как «небесная архитектура» или даже «строительство небосводов». Их авторству принадлежит первое деконструктивистское здание в мире (студия реализовала ремоделирование крыши офисного здания юридической конторы Falkestrasse в Вене) и множество других культовых построек, иногда словно нарушающих законы физики и человеческого восприятия – кинотеатры, музеи, дома музыки, отели, церкви, конференц-холлы и офисы во всем мире.

Краткое досье студии через цитаты лидера компании Вольфа д’Прикса

Специализация
Деконструктивизм – одно из важнейших направлений архитектуры будущего: архитектура-протест, «горящая» архитектура

Принципы работы
* Узнаваемая архитектура, создающая идентичность
* «Архитектура не должна сводиться к функции, ее неотъемлемой частью для нас являются культура и искусство»

Вдохновение
* Природа: «Архитектура должна быть такой же разнообразной, живой и эволюционирующей, как природа»

Мечта
* Построить висящий над землей дом, который «ничто не будет поддерживать»

Устойчивое развитие и экология
«Нам не нужно романтизировать ситуацию и сажать цветочки под окнами, нам нужно искать эффективные решения и способы борьбы с климатическими катастрофами! Это задача не только архитекторов, но и политиков. Вместо того чтобы самостоятельно размышлять над решениями климатических проблем, архитекторы обязаны нанимать специалистов в этой сфере и работать в коллаборации с ними»

«У долговечности и устойчивого развития (sustainability) есть три ингредиента, а не два, как думают многие. Мы считаем, что к набору экономика + экология добавляется третий элемент – культура. Если здание не учитывает потребности общества, искусства, то оно перестает быть архитектурой! Задача архитектора – показывать направление общества в будущем, помогать выстроить путь культуры, а не оглядываться назад. Молодым архитекторам нельзя бояться будущего. Если ты бежишь от будущего – ты ничем не лучше леммингов, которые бегут от опасности. В нашей студии мы не хотим быть пугливыми зверьками»

23 ноября прошла пресс-конференция архитектурной студии, на которой лидер и главный архитектор Coop Himmelb(l)au Вольф д’Прикс (возглавляющий бюро вот уже 55 лет), рассказал о трех российских проектах, находящихся в работе: Спортивно-концертном комплексе СКА Арена в Санкт-Петербурге, Музейно-театральном комплексе в Кемерово, Оперном театре, музейном комплексе и академии в Севастополе. Модерировала пресс-конференцию Елизавета Лихачева, директор Музея Архитектуры им. Щусева.

Современная архитектура – архитектура огромных корпораций, огромных студий, которые работают по всему миру и предлагают усредненный архитектурный язык. При этом параллельно с ними существуют частные бюро, которые стараются изменить ситуацию и изменить мир. Имея одно из самых больших архитектурных бюро в Европе, Вольф д’Прикс умудряется сохранять частный, авторский подход к архитектуре.

Вольф д’Прикс поделился, что раньше часто сталкивался с недоверием: многие, посмотрев на проекты студии говорили, что реализовать их просто невозможно. «Теперь, когда студия построила множество зданий, нам уже верят, что реализация возможна, но считают, что это слишком дорого. А студия раз за разом, проект за проектом, доказывает, что это не так».

Сейчас в команде более 60 человек из 15 стран, офисы бюро располагаются в Вене, Пекине, Мельбурне и Москве. За последние 20 лет реализовано более 1.500.000 м² застройки бюджетом более 5 млрд. евро.

«Наша архитектура создает яркие точки притяжения на карте тех городов, где располагается, и трансформирует пространство вокруг себя. Здания, построенные нами, по-новому интерпретирует значение общественного пространства. Нам важно, чтобы архитектура была актуальна, поэтому абсолютно все наши проекты энергоинтеллектуальны и используют на 30% меньше энергии, чем требуется строительными нормами. Архитектура выступает в качестве прямого экономического стимула и в скором будущем наши здания будут производить больше энергии, чем потреблять».

Вольф д’Прикс отметил, что функция здания театра одинакова везде, в Сибири и в Крыму: «Когда ты проектируешь театр, ты всегда берешь за основу пространство главного зала и «нанизываешь» на него обслуживающие помещения. Мы начинаем проектирование здания изнутри, разрабатываем сначала наполнение, придумываем, как дать посетителям новое впечатление. А то, что наш визуальный язык неизменен вне зависимости от места проектирования только показывает, что мы хорошие архитекторы! Функция здания не занимает первое место в списке того, что для нас важно в проектировании, но вы увидите, что ее потребности всегда решены превосходно, чем я очень горд».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:

Два года назад студия выиграла конкурс на проектирование спортивно-концертного комплекса СКА Арена и прилегающего к нему парка в Санкт-Петербурге. Сейчас проект находится в процессе строительства. Хоккейный стадион на 23 206 мест заменит собой снесенный СКК и будет возведен с учетом проекта компании «Горка», ранее утвержденного для этого места градсоветом Петербурга.

«Нас восхищают российские архитекторы 20х-30х годов, – говорит Вольф д’Прикс, – поэтому в своем проекте мы решили цитировать некоторые элементы архитектуры того времени, переведя их на современный визуальный язык. Один из моих любимых художников и архитекторов – Эль Лисицкий, и вы увидите его влияние и след в этом проекте, а небольшие павильоны, которые мы расположили вокруг основного здания, посвящены русской культуре фигурного катания».

Крыша арены (в форме приплюснутого купола) оснащена солнечными батареями и светодиодным экраном, который хорошо виден с большого расстояния, над главным входом. Это превращает здание в точку притяжения в центре нового парка, где предусмотрены площадки для мероприятий и занятий спортом. Придуманы две категории дорожных сетей: первая — прямые оси, которые соединяют важные точки притяжения в парке и позволяют быстро перемещаться между объектами.

Векторы этих путей вдохновлены работой Эля Лисицкого и символизируют силу и энергию. Вторая категория – извилистые тропинки, которые петляют и приглашают прогуляться в парке. В эти маршруты встроены различные зоны для занятий спортом и досуга. В парке расположены павильоны с кофейнями, кафе и ресторанами, а также зеленые зоны отдыха.

Ряды деревьев расположены таким образом (в шахматном порядке), чтобы защитить посетителей парка от ветра. Площадь парка – 300.096м². Студия предложила следующее зонирование: «Детский мир» – оснащена детским игровым комплексом, песочницами, горками, качелями, лазалками и другим игровым оборудованием; «Ледяной мир»: фестивальная площадка с катком; «Спортивная зона» с площадками для игровых видов спорта, местами для тренировок; «Городской островок», в включающий зоны для активного отдыха (тут могут быть реализованы скейт-парк, зоны с тренажерами, зоны для скалолазания и т. д.).

Также будут возведены мобильные и стационарные трибуны, спортивный павильон (раздевалки, складские помещения, медицинские помещения, возможна реализация пространств под аренду); административно-технические помещения (входные группы, посты охраны, многофункциональный павильон для занятий спортом и досуга).

КЕМЕРОВО

Бюро Coop Himmelb(l)au разработало проект десятиэтажного культурного центра в Кемерово, который станет настоящей архитектурной достопримечательностью города. Проект находится в процессе реализации. Этот проект объединяет в себе сразу несколько культурных институций: театр, музей, художественный центр и общественное пространство. «Целью проекта было показать, что в холодной Сибири есть место искусству. Этот комплекс – представительство Мариинского театра в Кемерово» – говорит Вольф д’Прикс.

Культурный центр расположится к востоку от центра города, между Советским и Притомским проспектами, и встроится в ландшафт русла реки Искитимка. Соединять культурный центр с остальной городской застройкой будет обширная сеть общественных променадов и площадей, а также обновленная набережная. Музейно-театральный комплекс – это открытая и прозрачная структура, общедоступная для гостей и жителей Кемерово. Здание образует узнаваемый ансамбль из четырех функциональных элементов.

Изящное летающее Театральное Облако и два Кристалла (Музей и Художественный центр) окружают Круглосуточное Общественное Фойе. Все элементы «лежат» на общем постаменте. Приподнятое над уровнем земли общественное пространство не только распределяет поток посетителей между различными элементами комплекса, но и действует как новое место встречи для горожан. Выставки в фойе, мероприятия разного характера и ресторан окружают сердце проекта: зрительный зал на 950 посетителей.

Дополнительные функциональные зоны, такие как офисы, VIP-залы и репетиционные, организованы в Облаке. С внешней стороны общественное пространство частично застеклено и предлагает захватывающий вид на окрестности. Цоколь здания простирается по всему участку, и, из-за разницы в высоте уровня земли, образует террасы. Рядом с музейно-театральным комплексом в Кемерово расположится отель – самая высокая постройка в Сибири. Высота башни отеля – 140 метров.

СЕВАСТОПОЛЬ

Также сейчас в процессе реализации находятся несколько проектов студии в Севастополе. Так, компания Coop Himmelb(l)au разработала проект Театра оперы и балета. Проект станет частью одного из четырех федеральных культурно–образовательных комплексов, призванных создать единое культурное пространство на территории России, обеспечить доступ зрителей к общемировым и национальным культурным ценностям, развить творческий потенциал подрастающего поколения. Открытие запланировано на 2023 год. Его основная сцена будет рассчитана на 1100 мест, малая — на 200. Расположится театр на мысе Хрустальном.

«Севастополь — прекрасный город, с одним из лучших месторасположений для строительства современного театра оперы и балета. Форму здания театра можно представить как волну или как чайку, но ведёт она свое начало из движения невесомого прыжка танцовщика, полифонизма музыкального произведения и драмы оперного спектакля» – Вольф д’Прикс, генеральный директор и главный архитектор Coop Himmelb(l)au.

Расположенный в центре Культурного квартала Севастополя, Театр оперы и балета станет заметной архитектурной достопримечательностью городского пейзажа города.

Крыша здания – это широкопролетная парящая форма, благодаря которой Театр виден издалека. Она отражает музыкальное измерение здания и служит убежищем как для внутренних помещений, так и для открытых общественных пространств, таких как терраса на берегу моря. Узорчатая перфорация над фойе и рестораном пропускает солнечный свет. Здание интегрировано в существующий ландшафт и образует ансамбль с прилегающим к нему мемориалом.

Сердце проекта, как жемчужина устрицы, находится в центре комплекса зданий: аудитория на 1100 посетителей, включающая сценическую башню. Дополнительные помещения (офисы, VIP-залы и репетиционные) расположены в кольцеобразной конструкции под названием «Зажим». «Зажим» охватывает Аудиторию, а также функционально связан с ней.

Территория придумывалась как общедоступное и просторное открытое пространство, где посетители могут свободно перемещаться. Общественное пространство полностью застеклено снаружи и открывает очень красивый вид на 40-метровый Памятник моряку и солдату и Черное море. Два здания в оперно-музейном комплексе развернуты друг к другу и создают гармоничную композицию с открытым общественным пространством, в центре которого расположится знаковый для города памятник солдату и матросу. Вольф д’Прикс: «Мне очень нравится Севастопольский памятник солдату и матросу! Для меня это не милитаристский образ, а символ взгляда, направленного в будущее – наш проект именно об этом».

«Это общественное пространство, по которому могут гулять жители города. Лампы в пространстве лобби театра вдохновлены формой гроздей крымского винограда. Зал оперы оформлен деревянными элементами – не только потому, что это идеальное акустическое решение, но и для того, чтобы создать радушную и теплую атмосферу. Все элементы в зале сделаны с учетом акустических потребностей пространства. Для нас было очень важно соблюсти потребности театра» – комментирует проект главный архитектор компании.

Также компания Coop Himmelb(l)au разработала в Севастополе проект художественного музея. Здание задумано как городское место встречи, отвечающее визуальному языку настоящего и будущего Севастополя.

Музейный комплекс разместится в центре Культурного квартала Севастополя и вместе с Севастопольским театром оперы и балета станет новым центром притяжения. Эти два культурных здания разработаны и задуманы как ансамбль, и в то же время каждое из них имеет свою индивидуальность и отличительные черты.

На северной стороне участок граничит с Капитанской улицей, через дорогу находится Театр оперы и балета. Музейный комплекс разработан как продолжение динамичного облика Оперы. Чтобы оставаться визуально и пространственно связанной с Памятником солдату и моряку, расположенным в непосредственной близости с комплексом, форма здания «открывается» навстречу ему. Музейное «Облако» возвышается над площадью, создавая открытую и прозрачную структуру для всеобщего обозрения.

Наклонная площадка диктует архитектурную концепцию музейного комплекса. Архитектурные элементы пространственно связаны через вертикальное фойе, что дает возможность ориентироваться и свободно перемещаться как посетителям, так и персоналу. В «Облаке» размещены все выставочные площадки, оно расположено на восемь метров выше Музейной площади. В него можно попасть через лобби главного входа. С «Городского Балкона», интегрированного в выставочную зону, а также из просторного внутреннего двора здания открывается захватывающий вид на Севастополь, Культурный квартал и Севастопольскую бухту.

Вестибюль у главного входа – это прозрачная и привлекающая к себе внимание часть здания, в которую можно попасть с Музейной площади. Здесь расположены различные функциональные элементы, такие как кассы, справочная, раздевалки и санузлы, а также круглосуточный пункт охраны. Цоколь тщательно вписан в ландшафт с учетом топографических условий и отвечает всем функциональным требованиям. Там расположены мультиплексная зона, хранилище и реставрационный центр.

Креативный центр и служебные помещения расположены на втором уровне.
Севастопольский музейный комплекс будет богат на общественные пространства. Большая площадь, общая с Театром оперы и балета, станет местом притяжения для ценителей искусства, а также местом проведения фестивалей и мероприятий. Вестибюль у главного входа задуман как гостеприимное место для всех посетителей – место встреч, свиданий, ожидания. Кафе, открытая терраса, сувенирный магазин и мультимедийная инфраструктура дополняют собой список «сервисов» для гостей.

«В Севастополе нас попросили разработать здания оперы, музея и академии, и мы невероятно рады внести свой вклад в развитие культуры не только Севастополя, не только Крыма, но и всей России. Это, на наш взгляд, очень важно. Изначально нам заказали два отдельных проекта – оперы и музея, но мы проанализировали ситуацию и решили, что для города будет гораздо лучшим решением создать единый культурный комплекс».

Еще один проект – Севастопольская балетная Академия. Его характеризуют множество очень хорошо освещенных залов в качестве репетиционных пространств для танцоров и общежитие для студентов. Здание академии находится в процессе строительства
Глава компании считает, что самый лучший проект – всегда следующий! Самый любимый – музей Musée des Confluences в Лионе, на втором месте – музей MOCAPE в Китае, а на третьем, когда проект достигнет реализации, будет Севастопольский комплекс.

Комментарии:

Leave a reply