• mail
*Теперь Ты Знаешь

Об интересностях

Обзор топовых лотов прошедшего и предстоящего аукционов «Литфонда»

27 мая Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, представив раритетные произведения живописи и графики, коллекционные предметы из бронзы, дерева, фарфора и стекла. Самым дорогим лотом уже сейчас можно назвать картину «Парижская улица» Роберта Фалька, написанную в 1931 году, лидирующая ставка за которую на момент релиза достигла 1 600 000 рублей.

Поклонники прекрасного смогут побороться за работу Максимилиана Волошина «Деревья и желтые облака», оценить пейзаж «На побережье» Павла Кузнецова и другие редкости искусства, в том числе из собрания известного коллекционера живописи и графики Игоря Качурина – как, например, иллюстрация к повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка» художника Александра Маковского.

Дорогая «Парижская улица» Фалька

Настоящим украшением аукциона станет работа «Парижская улица» Роберта Фалька (бумага, гуашь, 46×29 см), в левом нижнем углу имеются авторские подпись и дата: «R. Falk / 1931». Картина представлена на торги из собрания писателя, журналиста и переводчика Кирилла Хенкина (1916-2008 гг.).

Сам художник признан одним из ведущих живописцев первой половины XX века. Роберт Фальк (1886–1958 гг.) входил в число основателей общества «Бубновый валет», был членом и экспонентом объединений «Мир искусства», «Московские живописцы», ОМХ, АХРР. Его работы хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Известно, что выставленная на торги «Парижская улица» будет включена в Каталог-резоне графических произведений художника. Лидирующая ставка за нее на предстоящих торгах уже достигла 1 600 000 рублей.

«На побережье» Кузнецова – по ставке свыше полумиллиона рублей

Особой ценностью обладает работа одного из видных представителей символизма в русской живописи – пейзаж «На побережье» Павла Кузнецова, написанный в 1965 году (картон, масло, 34,9×49,4 см). На обороте полотна указаны инициалы и дата: «ПК / 65 г.».

Произведение относится к позднему периоду творчества живописца, графика и сценографа Павла Кузнецова (1878–1968 гг.). Художник любил писать картины на природе, часто выезжал на этюды и признавался в своих воспоминаниях: «Мощность природы меня все больше и больше утверждает в моем всегдашнем стремлении к монументальной живописи».

Из биографии мастера известно, что в 1958-1966 годах он проводил летние месяцы на рижском взморье и писал этюды. В основном, это были пейзажи с изображением морского побережья. Творчество Кузнецова представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Лидирующая ставка за выставленный этюд указана 550 000 рублей.

Рисунок Маковского для повести Гоголя и работа Бенуа

На торги также заявлены произведения из собрания известного коллекционера живописи и графики Игоря Качурина (1921-1987 гг.). В частности, выделяется исключительная работа художника Александра Маковского 1901 года – иллюстрация к повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка» (картон, акварель, 34,2×23,6 см). Под изображением сохранились авторские подпись и дата: «Александръ Маковскiй / 1901 годъ».

Живописец, график Александр Маковский (1869–1924 гг.) родился в семье потомственных дворян и живописцев – Константина, Николая, Александры и Владимира Маковских. В 1894–1895 годах учился у Ивана Репина, в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ. По окончании обучения получил звание художника, много путешествовал по России. В 1911 году был избран академиком, а с 1914 стал профессором. Последние годы жизни занимал должность председателя Экспертной комиссии при аукционном зале и художественной выставке в управлении Российского общества Красного Креста. Автор работ по технике рисунка и живописи. Произведения художника находятся в частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее РАХ и других.

Лидирующая ставка за упомянутый рисунок к гоголевской повести составляет 280 000 рублей.

Обращает на себя внимание также раритет из коллекции Качурина – эскиз крупнейшего мастера русского искусства первой половины ХХ столетия Александра Бенуа, на котором изображен костюм Альбертины для постановки пьесы Анри Мельяка и Людовика Галеви «Грелка». Набросок (бумага, акварель, гуашь, 36,4×25,2 см) датирован 1922 годом.

Наряду с авторской подписью и датой имеются надписи, оставленные шариковой ручкой на подложке: «Выставка „Новое искусство — новый быт“ Москва. / Центральный дом пропаганды. ВООПИК. Декабрь 1987 г — январь 1988 г» и «Выставка „Русская графика XVIII-XX веков“ / Ленинград 1982».

Потомственный художник Александр Бенуа (1870–1960) изучал историю искусства XVIII столетия и создал свой стиль в станковой живописи, графике, книжной иллюстрации и сценографии. Основой его творческих поисков был ретроспективизм. Лидирующая ставка за раритетный эскиз 100 000 рублей.

«Деревья и желтые облака» поэта Волошина

В центре внимания участников предстоящего аукциона и другая редкость — одна из ранних художественных работ Максимилиана Волошина: «Деревья и желтые облака». Картина написана в 1915 году (бумага, графитный карандаш, акварель, 23,4×31 см).

Примечательно, что акварель была подарена художником супруге поэта Михаила Цетлина, Марии Самойловне. Волошин тесно общался с четой в Париже в 1916 году.

Исходя из сюжета и характера выставленной на торги картины, пейзаж на ней выполнен во время путешествия автора по Испании в 1915 году, когда он работал над акварельным циклом «Испанские монастыри».

Подлинность указанной работы подкреплена экспертным заключением. Лидирующая ставка 120 000 рублей.

Антикварный самовар, Пушкин из Вербилок и другие редкости

На предстоящем аукционе также представлены предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Например, угольный самовар на 7 литров высотой 41 см (Россия, мастерская купца Антипа Сергеевича Соколова в Туле, 1869-1880 гг.). Раритет выставлен по лидирующей ставке 340 000 рублей.

Еще одна ценность музейного уровня – серебряная сахарница «Чаепитие» (Россия, Москва, мастер серебряного дела Николай Алексеев, конец 19 — начало 20 вв.) с клеймами. Лидирующая ставка указана 140 000 рублей. Примечательно, что солонка, флакон, ковшик, выполненные также в мастерской Алексеева, хранятся в коллекции Государственного Исторического Музея.

Не оставит равнодушными поклонников редкостей скульптура «А.С. Пушкин» (СССР, Вербилки, Дмитровский фарфоровый завод,1960-е) высотой 54 см. Статуэтка оценивается по лидирующей ставке 34 000 рублей.

Ознакомиться со всеми лотами предстоящих торгов можно на предаукционной выставке в Москве по адресу Большой Харитоньевский пер., д. 24, стр. 2, а также в каталоге аукциона: https://www.litfund.ru/auction/489

Заочные ставки можно сделать на сайтах litfund.ru или bidspirit.com.

20 мая издания русских классиков ушли с молотка за миллионы рублей

Кстати, о наследии культовых русских писателей – на прошедшем 20 мая аукционе «Литфонда» роскошный экземпляр Николая Гоголя ушел с молотка за 4 200 000 рублей. Речь о первом и единственном прижизненном издании «Сочинения Николая Гоголя» в 4-х томах, с личной печатью автора (Санкт-Петербург, Типография А. Бородина и К°, 1842 года). Первоначальная ставка за раритет составляла вдвое меньше финальной.

Так, первый том содержит «Вечера на хуторе близ Диканьки», во втором напечатаны «Миргород. Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в последующих двух содержатся повести и комедии, включая «Ревизор». Коллекция считается редкой, во-первых, потому, что из-за очень тонкой бумаги до наших дней сохранилось мало исправных экземпляров. Во-вторых, все тома в комплекте почти невозможно встретить на антикварном рынке.

Более, чем в два раза выросла цена за первое отдельное издание «Горя от ума» с Александра Грибоедова (Москва, Типография Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1833 г.). Книга покинула торги 20 мая за 1 600 000 рублей при старте в 600 000 рублей.

Особый интерес вызывает судьба появления этой книги, ведь культовая комедия Грибоедова после его смерти была разрешена исключительно в искаженном театральной цензурой представлении. А к печати стала допущена только в 1833 году по Высочайшей резолюции Николая I: «Печатать слово от слова, как играется…». И даже сохранились исторические свидетельства, что 1828 году Грибоедов, отправляясь на Кавказ, после чего – в Персию, оставил в Петербурге у писателя Фаддея Булгарина рукопись с надписью: «Горе моё поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов». Эксперты утверждают, что содержание так называемой «булгаринской рукописи» и является основным текстом ставшей затем популярной комедии.

Почти за миллион ушел прижизненный выпуск басен Ивана Крылова, продаж которого на российских аукционах до сих пор не было зафиксировано: первое прижизненное издание «Три новые басни И.А. Крылова, читанные в торжественном собрании Императорской публичной библиотеки Января 2 дня сего года» (Санкт-Петербург, Типография Императорского театра, 1817 г.). Именно в этом издании были впервые, при жизни автора, опубликованы «Похороны» (параллельно они также были напечатаны в «Трудах общества любителей российской словесности»). Писатель и библиофил Николай Смирнов-Сокольский писал об этом издании так: «…одно из самых редких прижизненных изданий его. (…) Во всяком случае, сейчас эта брошюра чрезвычайно редка». Если начальная ставка за книжный раритет с баснями составляла 400 000 рублей, то к финалу аукциона она выросла до 900 000 рублей.

Комментарии:

Leave a reply