• mail
*Теперь Ты Знаешь

В городе

Московский академический театр сатиры открыл юбилейный сотый сезон спектаклем «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова

Московский академический театр сатиры открыл юбилейный сотый сезон спектаклем «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. «Потрясающая комедийная история с потрясающими характерами и актуальной идеей о человеке, который осваивает новые территории — генная инженерия, искусственный интеллект, клонирование, но не знает еще на этих пространствах ни законов, ни правил», — говорит о спектакле художественный руководитель и режиссер театра Сергей ГАЗАРОВ.

В одной точке, на одной сцене сошлись две эпохи. А еще — самые разные случайные и неслучайные факты: и Булгаков, который 90 лет назад написал «Ивана Васильевича» специально для Театра сатиры, и столетний юбилейный сезон театра, и, казалось бы, легкая, но на самом деле содержащая в себе актуальную мысль об ответственности человечества за будущее, пьеса в духе Театра сатиры. Фантасмагоричность Булгакова неизбежно переходит в реальность, когда с ней соприкасаются режиссеры. И новая постановка Театра сатиры не исключение: все обстоятельства сложились так, что пьеса, о которой знают все и не знает никто, все-таки появилась на сцене театра. И именно в юбилейный 100-й сезон.

Сложно рассказывать о постановке, сюжет которой знаком каждому: инженер Тимофеев изобретает машину времени и случайно отправляет в прошлое управдома Буншу и вора Милославского, а царь Иван Грозный попадает в результате научного эксперимента в 30-е годы ХХ века. В этом смысле Сергей Газаров бросил вызов кинематографу, литературе и сценическому искусству, создав совершенно новый и актуальный спектакль – абсолютно чистый текст Булгакова, абсолютно чистый психологический театр, абсолютно реалистические персонажи, перемещающиеся во времени с помощью абсолютно современных постановочных технологий.

Яркая, музыкальная, шумная, смешная постановка, где в настоящий драматический театр вплетены элементы буффонады, шоу и цирка. Комедия положений в реалистичных декорациях с костюмами эпохи и узнаваемой музыкой, с портретной галереей картин русских художников и кинематографических образов немого кино, где роль грозного царя и управдома Бунши играет один артист, а на поклоны выходят два одинаковых, словно клонированных, Ивана Васильевича. Где Римский-Корсаков уживается с джазом. Где футуристическая машина времени соседствует с Царь-пушкой, а бородатые бояре и слепые гусляры смешиваются в толпе с советскими милиционерами. И где финал-гротеск под «Время, вперед!» Свиридова становится отдельным спектаклем, который возвращает зрителя из 30-х годов и эпохи Ивана Грозного в XXI век.

Народный артист России Юрий Васильев, исполнитель ролей управдома Бунши и Ивана Грозного:
Пьеса «Иван Васильевич» потрясающая, в ней поразительные образы и ситуации. Требование у режиссера Сергея Газарова было одно — найти свое видение Ивана Грозного, сохранив визуальную достоверность исторического персонажа. Поиск пауз, оценок, пластики, темпоречи, попытка проникнуть в состояние человека, столкнувшегося с чем-то неизвестным и неизведанным, стало для меня в работе самым интересным.

Актриса Театра сатиры Александра Мареева, исполнительница роли Зиночки:
Больше всего в работе над спектаклем меня поразило то, что нам пришлось так глубоко погрузиться во времена и эпохи персонажей Булгакова. Такого подробного исследования роли и, соответственно, пластики, языка, костюмов, в моей практике еще не было. Мне пришлось пересмотреть огромное количество немых фильмов, а еще – спектаклей, фотографий, документальных хроник. Сергей Ишханович Газаров постоянно упоминал, что Зиночка – это актриса, которая не живет, а играет, упоминал то Медею, то Клеопатру, то Веру Холодную, то Марию Ермолову. И каждый раз я искала что-то новое: как играли артистки сто лет назад, как они выглядели, их способ существования на сцене.

Актер Театра сатиры Артем Минин, исполнитель роли Жоржа Милославского:
Когда мы работали над образом Милославского, вдохновлялись большим количеством артистов эстрадного жанра, как российских, так и зарубежных, а также великими иллюзионистами, танцорами и фокусниками, потому что Милославский «по профессии» — вор, а по натуре — большой артист, который любит и искусство в себе и себя в искусстве.

Артист Театра сатиры Илья Малаков, исполнитель роли инженера Тимофеева:
Главный герой спектакля – это не человек, а машина времени. Это символ развития человечества, который бездумно приближает своими безумными идеями и изобретениями техногенную катастрофу. Я, может быть, покажусь субъективным, поскольку именно мой персонаж изобрел эту машину. А вот феномен спектакля – в Юрии Васильеве, который исполняет одновременно две роли. У него колоссальная работа –и физическая, и техническая, и эмоциональная, и актерская.

Постановочная труппа:
Режиссер-постановщик: Сергей Газаров
Художник-постановщик: народный художник России Владимир Арефьев
Художник по костюмам: Мария Боровская
Художник по свету: заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов
Режиссер по пластике: Сергей Землянский
Композитор: Алексей Айги
Музыкальное оформление: Софья Кругликова

Комментарии:

Leave a reply